В контексте реализации ФГОС ДОУ, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Методы ТРИЗ-технологии я начала вводить с младшей группы. В первую очередь детей нужно познакомить с именами признаков. Для этого мы создали универсальные пособия, рекомендованные в методическом комплексе «Я познаю Мир». Для мобильности и удобства мы их изготовили, как отдельные фигуры на стойках. Например, пособие «Дерево Имен признаков». Признаки мы поместили на яблоню. Сами яблоки сшиты из фетра, к ним пришит прозрачный кармашек, куда помещается значок Имени признака. Крепятся яблоки к кроне дерева на липучки. В нужный момент яблоко легко снимается, а карточку с обозначением Имени признака можно при необходимости обновить или достать из кармашка. По такому же принципу создано пособие «Полянка Вопросов».
Для того чтобы освоение технологи ОТСМ ТРИЗ РТВ было успешным, в предметно-развивающей среде так же появились игры для младшего возраста.
Вот несколько примеров использования игр с элементами ТРИЗ в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра «Карусель признаков»
Цель: закрепление имен признаков.
Ход: Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по краю круги для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.
Воспитатель предлагает 5-6 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1, 2, 3 – беги (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель: 1, 2, 3 – замри (дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака (выкладывается столько значков, сколько дети знают). По очереди дети называют значок признака и характеризуют по нему выбранный объект.
Игра «Составь вопрос»
Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить использовать в вопросе имя признака.
Игра «Напиши письмо»
Цель: обучать детей составлению сравнений.
Ход игры
Дети выбирают кляксы различных цветов. Далее выбирают стрелочку нужного цвета и объекты, соответствующие цвету кляксы.
Например:
Клякса по цвету красная, такая же, как красная ягода, такая, же как красная футболка…
Примечание: следить за четким проговариванием слов.
Игра: «Найди свой домик»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с различными объектами; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Игра «Что изменилось?»
Цель: закреплять знания детей о признаках объектов, умение находить отличия
Материал: карточки с изображением объектов и признаков, по которым объект изменился, картинки объектов.
Правила игры: дети выбирают планшетку с изображением объекта и схемой изменения, нужно подобрать картинки в соответствии с преобразованием признаков.
Например:
Игра «Тактильные дощечки»
Цель: развитие восприятия окружающего мира, воображения, фантазии; развитие речи, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Результаты педагогической диагностики и наблюдения за воспитанниками показывают: развивающая работа с использованием игр технологии ТРИЗ является эффективным средством развития познавательной активности. Проводимая совместная образовательная деятельность с использованием игр технологии ТРИЗ, помогает добиться позитивной динамики в развитии познавательных способностей, поверить в свои силы и активизировать познавательный интерес.
Материал подготовила
воспитатель Никитина Е. С.